Соцподдержка в новых условиях

 

_d9q9265.jpg - 68.34 KB

С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Это главный нормативно-правовой документ, устанавливающий правовые, организационные и экономические основы соцобслуживания в нашей стране.
Какие изменения произошли в сфере социального обслуживания москвичей, чем ознаменовался прошедший политический сезон в области трудовых отношений, миграционной политики – об этом и многом другом рассказал председатель профильной думской комиссии Михаил Антонцев.

 

— Михаил Иванович, что изменилось в системе социального обслуживания населения в нашем городе за последнее время?

— Еще в прошлом году депутаты Мосгордумы приняли поправки в столичное законодательство, касающееся социальной сферы, и в бюджет города. Хочу отметить, что, несмотря на сложные внешнеполитические и внутриэкономические обстоятельства, власти города готовы в полном объеме выполнять программы социальной поддержки и защиты населения, которые были утверждены ранее. Только в рамках антикризисной программы Мэром города на эти нужды были дополнительно выделены значительные средства – 1 млрд. 700 млн. рублей.
Напомню, что согласно новому федеральному закону регионы могут снизить число льготных категорий граждан. Москва на это не пошла, количество категорий осталось прежним. Главным принципом в оказании помощи стала ее адресность. В каждом районе города проведены обследования условий жизни социально незащищенных москвичей, выявлены потребности нуждающихся. Сегодня каждому оказывается реальная, конкретная помощь. Среди таких мер – служба сиделок, санаторий на дому, медицинское обслуживание, различные виды материальной помощи, выдача продуктов питания, тревожные кнопки и т.д.
— Раз Вы заговорили о кризисных явлениях, то давайте остановимся на этом подробнее. Как правило, кризис порождает не только экономические сложности, но и социальное напряжение. В первую очередь люди опасаются остаться без работы. Грозит ли москвичам безработица и что делается, чтобы ее избежать?
— Вы правы. Соцопросы показывают: люди особенно тревожатся, когда речь заходит о потере работы. Прогнозы возможного роста безработицы в городе, осложнений на рынке труда были. Сегодня безработица остается на низком уровне – 0,5 процента. Принятые политические и управленческие решения позволили удержать ее на безопасном уровне, сохранить позитивный вектор в решении вопросов трудоустройства. Мы держим этот вопрос на постоянном контроле.
Одно из последних заседаний комиссии было посвящено вопросам устройства на работу наиболее незащищенных слоев населения – молодых людей и инвалидов. С 2004 года в столице действует Закон «О квотировании рабочих мест». По данным ГКУ «Центр квотирования рабочих мест», на 31 мая 2015 года на учете состояло 306 203 работодателя, всего трудоустроено 51 350 человек, в том числе 32 483 инвалида, 18 867 молодых людей квотируемых категорий. Для сравнения: в 2014 году на учете состояло 307 693 работодателя, трудоустроено 54 161 человек, в том числе 34 958 инвалидов, 19 203 молодых человека.
Среди учащейся молодежи востребована временная занятость. За 5 месяцев текущего года заключено 416 договоров с организациями города и открыто более 9000 временных рабочих мест для данной категории москвичей. Отмечу, что, участвуя в мероприятиях временной занятости, граждане, имеющие регистрацию в Москве, получают не только заработную плату от работодателя, но и материальную поддержку из бюджета города. Сегодня она составляет 11 464 руб. и перечисляется на лицевые счета, которые могут быть открыты в любом банке Москвы.
Еще одна законодательная инициатива, принятая Думой в этом полугодии, касается охраны труда. Поправки в профильный столичный Закон позволяют не проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест. Она заменена на оценку условий труда, т.е. касаться только потенциально опасных рабочих мест. Далее, согласно классификации, разрабатываются меры поддержки и гарантии для людей, работающих на данный местах.
— В 2015 году в новых законодательных условиях заработали миграционные службы, изменился порядок выдачи разрешения на работу. Как это отразилось на количестве и уровне компетентности трудовых мигрантов, приезжающих в наш город?
— Пятая часть москвичей ставит проблему миграции на первое место, считая ее даже важнее транспортной. Неудивительно, что ее решение становится одним из приоритетных направлений деятельности депутатов Мосгордумы, в том числе и нашей комиссии.
В Москве, по разным оценкам, постоянно находится от 2,5 до 3,5 миллионов мигрантов. Без привлечения их труда в экономику города сегодня не обойтись: безработица в столице на минимальном уровне, а потребность в рабочей силе достаточно велика.
В январе текущего года свои двери открыл многофункциональный миграционный центр. Место для него нашли недалеко от деревни Сахарово. И получатели услуг центра, и москвичи довольны. Говорю об этом со знанием дела, сам бывал там неоднократно и все видел своими глазами. Да и сравнить есть с чем. Ранее службы были разбросаны по разным районам столицы и находились, как правило, в жилых кварталах. Одна из них располагалась в моем избирательном округе, и нареканий со стороны жителей на неудобства было много.
Кроме того, были приняты соответствующие политические решения, выработаны основные направления, по которым идет совершенствование работы миграционных служб. Во-первых, усилен контроль за пребыванием и проживанием иностранных граждан в столице. С января прошлого года на портале «Наш город» можно пожаловаться на незаконное проживание мигрантов в квартирах, домах и зданиях, предназначенных под снос. Во-вторых, осуществляется целый комплекс мероприятий по пресечению организации незаконной миграции. В 2015 году в Москве уже возбуждено 237 уголовных дел. В-третьих, упорядочен прием и учет прибывающих в город гастарбайтеров.
Власти Москвы исходят из того, что бороться надо не с последствиями, а с причинами нелегальной миграции, ликвидировать центры притяжения нелегальных мигрантов. Например, за последние три года в городе было закрыто несколько десятков рынков, в том числе стихийных.
Конечно, за последние годы мы далеко продвинулись в вопросах совершенствования миграционной политики. Но не все так радужно. Есть еще вопросы, требующие законодательного урегулирования.
— Все чаще в работе комиссии принимают участие представители общественных организаций, инициативных групп граждан. Чем это вызвано?
— Особенностью последнего полугодия стало укрепление взаимодействия органов власти с общественностью и горожанами. Яркий пример — успешно действующий портал «Активный гражданин». Это очень удачная идея городских властей. Прямые социологические опросы – дело дорогостояще и, надо признаться, они не всегда предоставляют полную палитру мнений москвичей. О местных референдумах и говорить не приходится: их организация и проведение очень затратны, а участие гражданского общества в них минимально.
В то же время современная Москва – самый продвинутый в России город в части охвата населения различными коммуникационными технологиями. Практически у каждого есть мобильный телефон, планшет или компьютер с выходом в Интернет. Большое количество жителей с удовольствием принимают участие в электронных опросах, получая за это «бонусы» в виде карт проезда в общественном транспорте, билетов на городские мероприятия, парковочных баллов и прочего.
Неоспоримый «плюс» портала «Активный гражданин» заключается в том, что при регистрации каждый участник опросов заявляет о районе своего проживания. Это дает возможность «в реальном времени» изучать мнения как по общегородским проблемам, так и по локальным районным вопросам, вплоть до того, как организовать движение на маленькой улочке или где организовать детскую площадку.
Как показывает практика, в каждом опросе на портале принимают участие около 10 процентов жителей столицы. Это означает, что значительная часть москвичей, которой небезразлично будущее их города, оказывает реальное влияние на принятие управленческих решений. Думаю, скоро «Активный гражданин» перестанет быть чисто московским ноу-хау и подобные порталы появятся во всех крупных российских городах. Этот ресурс можно считать большим шагом на пути к «электронной демократии» XXI века.
Но мы встречаемся с москвичами не только в виртуальном, но и в реальном мире: спорим, ищем решения по злободневным вопросам. В заседаниях нашей комиссии принимали участие различные общественные организации, объединяющие, например, многодетные семьи, ветеранов, студентов, поисковиков. Мы сотрудничаем с аппаратом Уполномоченного по правам человека в городе Москве, Советом муниципальных депутатов, городской Общественной палатой.
— Кстати, о ветеранах. Сейчас особое внимание уделяется старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны – к этому обязывает 70-летие Победы …
— Да. И мы делаем это с великой радостью и почтением. Москва взяла на себя серьезные обязательства по материальной поддержке ветеранов и, несмотря на экономические сложности, ни от одного из них не отказалась.
На сегодняшний день в столице проживает 131 861 ветеран войны. Из них 4376 человек – инвалиды войны и 18 402 – участники сражений, а также 37 488 вдов погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы к празднику всем им была выплачена единовременная материальная помощь, размер которой составил от 3000 до 10 000 рублей.
Для ветеранов важна и значима не только материальная помощь, но и внимание, любовь, уважение со стороны государства и поколений, не познавших тяготы войны. В преддверии праздника мы вручали юбилейные медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Начало этим мероприятиям дал Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, который возглавляет оргкомитет города по встрече юбилея. К сожалению, ветеранов остается все меньше. Эти люди – живая история нашей страны, и мы должны сделать все, чтобы обеспечить им комфортные и достойные условия проживания в нашем городе. Это знак нашей благодарности за великий подвиг, который они совершили, самоотверженно защищая родную землю.
— Какой вопрос, рассмотренный на комиссии, запомнился Вам особенно?
— Бесспорно, все вопросы, которые мы обсуждали, были важны. Но запомнился тот, который рассматривался трижды. Это организация летнего отдыха детей и подростков.
Сухой остаток дискуссий таков. В этом году объем бюджетных средств, выделяемых на организацию детского отдыха, не уменьшен. Никаких нововведений в систему оплаты путевок для льготных категорий граждан не произошло. В полном объеме осуществляется поддержка загородных лагерей, находящихся в системе профсоюзов.
На нашем особом контроле отдых детей, которые остаются в городе. Взамен лагерей на базе школ организованы летние досуговые центры в парках, на базе центров социального обслуживания, организаций дополнительного образования. По поручению комиссии, парламентарии неоднократно выезжали на городские площадки отдыха и выясняли, как организован досуг, в каких условиях находятся ребята, что едят, чем они заняты, есть ли вопросы и замечания у родителей… По итогам этой работы наша комиссия составит отчет и направит предложения в Департамент культуры.
— Каковы планы возглавляемой Вами комиссии на будущий парламентский сезон?
— Впереди у нас работа над главным законом – бюджетом Москвы. Уверен, что он по-прежнему останется социально направленным и нам удастся сохранить основные гарантии для людей, которые нуждаются в помощи города.

 

Беседовала Анна Кобякова