Профсоюзы сегодня: роль, значение, возможности

 

 

В интервью журналу «Московский Омбудсмен» Председатель МФП Михаил Иванович Антонцев рассказал о том, как и почему менялась роль профсоюзов, какие цели и задачи стоят перед ними сегодня 

 

– Как и почему менялась роль профсоюзов?

 

– Профсоюзы во времена Советского Союза были частью государственной системы, той частью, которой были отданы государственные полномочия контроля над условиями труда и распределением, в том числе и заработной платы. Ни одно постановление Совета Министров и Верховного Совета СССР не выходило без согласования с профсоюзом. Более того, профсоюзы занимались распределением всех благ, начиная от материальной помощи и заканчивая путевками на отдых. Со времен Советского Союза прошло уже 25 лет. Многие сегодня задают вопрос: «А что, профсоюзы еще живы? Чем занимаются?» Если раньше свыше 90% всех трудящихся были членами профсоюза, то на сегодняшний день, как и во всем мире, их примерно 15%. Это немало. Сейчас в Московской федерации профсоюзов и ее отраслевых профсоюзах состоят более 1 млн. 200 тысяч человек.

 

В девяностых годах, помимо ликвидации КПСС, было решено ликвидировать и профсоюзы. Может быть, тогда и зародились ныне существующая система внутри профсоюзной структуры. Она была продиктована временем, когда отошли от жесткой структуры управления профсоюзом (ВЦСПС), сделали ее максимально разрозненной с наибольшим количеством прав у отдельных структурных подразделений. И это позволило профсоюзному движению выжить. Сегодня у нас в стране выстроена довольно жесткая вертикаль власти. Если мы говорим, что защищать права людей нужно в контакте с этой властью, то и структура профсоюзов должна собираться из разрозненных самостоятельных структур в единую, тоже жесткую структуру, которая могла бы работать на равных и с государственной властью, и с объединением работодателей. Сейчас функции профсоюзов не только распределительные и социальные, как это было раньше, но и обеспечивающие соблюдение законов, определяющих право на труд, на получение соответствующих социальных гарантий, прописанных в Основном законе. Профсоюзам удалось добиться, чтобы на уровне законодательной власти были приняты законы, имеющие социальную направленность в отношении наемных работников. Сегодня Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» лучше, чем во многих европейских странах.

 

– Какие задачи стоят перед профсоюзами сегодня?

 

– Сегодня существуют две принципиальные позиции, которые нужно решать. Во-первых, воссоздавать структуру профсоюзного движения – вертикаль, и, во-вторых, выстраивать контрольные полномочия профсоюзов в соответствии с законами. На эту тему состоялся откровенный и довольно длительный разговор руководителя Федерации независимых профсоюзов России с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Мнение президента, которое он не раз подтверждал, следующее: эффективного социального государства в России не может быть выстроено, если не будет вклада профсоюзных организаций в виде спроса с работодателей, в первую очередь. Основная задача профсоюза – стать организацией, обеспечивающей выполнение буквы закона в отношении труда и социального обеспечения граждан. Могу с уверенностью подтвердить, что у профсоюзных лидеров Москвы готовности к такому повороту гораздо больше, чем у лидеров в других регионах.

 

– Как вы видите свою роль в этом процессе?

 

– Последние 15 лет я работаю депутатом Московской городской думы, возглавляю Комиссию по социальной политике и трудовым отношениям. За эти годы появились тесные контакты с объединением работодателей, органами надзора и контроля, такими как прокуратура, Рострудинспекция, Департамент труда и занятости. Есть понимание того, что и как необходимо делать. 26 ноября прошлого года прошла отчетно-выборная конференция Московской федерации профсоюзов, на которой меня на пять ближайших лет избрали ее председателем, но главное – делегаты приняли ту стратегию, о которой я говорил.

 

– Как реализуется эта стратегия?

 

– Одним из главных инструментов реализации является система социального партнерства, действующая на основании закона Москвы о социальном партнерстве, в соответствии с которой принимается трехстороннее соглашение между работодателями, правительством города и профсоюзами как представителями наемных работников. Накануне конференции 25 ноября было подписано новое трёхстороннее соглашение на ближайшие три года. Принципиально важно, что этот документ регулирует практически все социально-трудовые отношения наемных работников с работодателями и властью города. Один из этих показателей – уровень занятости. Гарантии занятости четко прописаны: так, безработица у нас не может быть больше одного процента, и мы договорились принимать определенные меры, чтобы не допустить ее дальнейшего роста. В соглашении идет речь о безработных, которые официально зарегистрированы в центрах занятости, о поддержке работодателей, в том числе из малого и среднего бизнеса, – программе по созданию новых рабочих мест. Да, программа несовершенна, ее можно критиковать, но она есть. Следующий момент – помощь человеку, оставшемуся без работы, в получении новой профессии по программе переподготовки. Наконец, специальные меры, создающие дополнительные возможности трудоустройства наиболее незащищенным категориям населения. Это в первую очередь молодежь, которая только получает профессиональное образование и поэтому не имеет опыта работы. Новое соглашение гарантирует им возможность трудоустроиться, в том числе с помощью закона о квотировании рабочих мест. Согласно этому закону все работодатели, численность наемных работников у которых более ста человек, обязаны 2% мест предоставлять молодёжи. Если такой возможности нет, то, по закону, предприниматель может направлять определенные средства в специальный фонд создания рабочих мест, из которого будут финансироваться те работодатели, которые создают рабочие места для молодежи. Аналогичные правила действует и для инвалидов.

 

Далее, в трехстороннем соглашении четко прописаны нормы минимального уровня заработной платы – городской минимум заработной платы. На сегодняшний день в Москве минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 17300 рублей – это тот минимум, который в соответствии с ТК РФ должен ежемесячно получать любой человек работающий полный рабочий день. В соглашении впервые заложен автоматический пересмотр этого показателя в случае, если будет расти стоимость жизни в городе. Она рассчитывается через потребительскую корзину, состав которой утверждается законом города с учетом статистических данных за прошедший квартал по цене определенных продуктов. Минимальный размер заработной платы у нас просчитывается ежеквартально, публикуется соответствующее Постановление Правительства Москвы, и вступает в действие новый уровень МРОТ.

 

Следующее положение соглашения – контроль над условиями труда. Сегодня вопросы охраны труда находятся не только в ведении государства, есть соответствующие полномочия и у профсоюзов. Технический инспектор профсоюзов имеет право прийти и узнать, в каких условиях люди работают, и закрыть предприятие, если там созданы опасные условия для персонала. Это на сегодняшний день одно из важных направлений работы профсоюзов. Как и соблюдение правовых гарантий. У нас действует правовая инспекция, которая совместно с прокуратурой и трудовой инспекцией контролирует своевременность выплаты заработной платы, правильность наказания или увольнения, рассматривает жалобы, поступающие с рабочих мест. К сожалению, об этом мало говорится, но существуют примеры, когда, благодаря усилиям профсоюзов, людям возвращались миллионы из невыплаченной заработной платы.

 

Не могу не сказать еще об одном положении трехстороннего соглашения – социальном аспекте. Не секрет, что в Москве меры социальной поддержки неработающих пенсионеров гораздо выше, чем в других регионах. Это результат работы не только депутатского корпуса, принимающего соответствующий бюджет города, и мэра, установившего социальный стандарт, но и профсоюзов, которые инициируют соответствующие предложения. Так, по инициативе профсоюзов были прописаны гарантии льготного или бесплатного отдыха малоимущим жителям города, гарантии поддержки загородных лагерей – бывших пионерских лагерей, сохранившихся у ряда московских предприятий.

 

Важно отметить, что разработка и принятие трехстороннего соглашения велись параллельно с формированием бюджета города, поэтому практические все обязательства, взятые на себя исполнительной властью, финансово подкреплены.

 

Из этого соглашения вытекает еще одна не менее важная задача, которая сегодня стоит перед профсоюзами. Как довести до людей эти пункты, эти обязательства, как вписать достигнутые договоренности в нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и которые так же весомы, как и нормы законов? Я имею в виду коллективные договоры, заключающиеся на предприятиях, отраслевые московские соглашения, территориальные соглашения, которые подписываются на уровне административных округов. Самое главное на сегодняшний день – сделать так, чтобы эти нормы работали и доходили до людей. Это стратегическое направление работы профсоюзов, то, о чем мы договорились с властью.

 

– Кому это на сегодняшний день выгодно?

 

– Власть и объединение работодателей, заключив это выгодное для профсоюзов соглашение, выполнили принятое на верхнем уровне решение. Но практически исполнять эти решения нужно на нижнем уровне – работодателям. Не секрет, чем меньше работодатель на себя возьмёт, чем больше прикроется экономической ситуацией на предприятии, тем ему выгоднее. Иногда некоторые обязательные для него меры он преподносит как подачку «доброго хозяина», который «заботится» о людях. Вот здесь профсоюзы могут играть огромной важности роль через принятие коллективных договоров. Но чтобы они принимались, должна быть жесткая структура. Не хочет директор предприятия сотрудничать с профсоюзами, значит, городские комитеты профсоюзов должны разговаривать с ним уже на другом уровне. Чтобы соглашение работало, профсоюзным работникам нужно быть компетентными в области законодательства. Это позволит им и с властными структурами, и с объединением работодателей, и со своим директором разговаривать на равных. Поэтому одна из задач Московской федерации – более эффективно использовать свои учебные центры, обучать там людей, которых коллективы избрали своими лидерами, председателями профсоюзных комитетов. 

 

– Профсоюзы заинтересованы в том, чтобы повышать правовое сознание людей?

 

– Профсоюзы всегда работали с резервом, начиная со школы, с вуза. В Москве уже пять лет во многих школах проходят профсоюзные уроки. Наша задача – «вложить» в головы детей вместе с другими знаниями понимание того, что такое профсоюзы, что они делают, какие дают гарантии. Приведу пример. Если сегодня студенты вузов начинают работать еще в период обучения, то после окончания учебы у них, как правило, не бывает проблем с трудоустройством. Но это единицы. У подавляющего большинства молодых специалистов такие проблемы возникают, особенно в нынешней экономической ситуации. Неслучайно на уровне города принято решение о создании молодежного центра занятости. Но он тогда лишь будет эффективно работать, когда в нем будут задействованы лидеры молодежных профсоюзных организаций.

 

 – Чем могут гордиться профсоюзы сегодня?

 

 – На сегодняшний день одна из наших главнейших задач – информировать общество о том, что реально делают профсоюзы. Только один пример. Сколько лет уже говорится о необходимости повышения пенсионного возраста! Не реализована эта идея до сих пор только из-за одного – позиции президента, которая была им четко сформулирована. Несмотря на то, что растёт продолжительность жизни, не время это делать. Но кто убедил президента занять такую позицию? Могу с уверенностью утверждать: главными здесь были профсоюзы – с выкладками, экономическими показателями, с доказательствами того, почему нельзя, почему не время. Отложили, по крайней мере, на десять лет.

 

Вот реальная отдача для огромного количества людей благодаря тому, что они платили 1% профсоюзных взносов, на которых выстроена структура, способная отстаивать их экономические и социальные интересы и права.

 

Будем стремиться, чтобы ни одно обращение к нам людей или трудовых коллективов не оставалось без внимания, потому что считаем: профсоюз – организация, которая заботится о конкретном человеке. Уверен, что нам удастся выстроить структуру с контрольными функциями, которая по праву сможет называть себя главным защитником интересов трудящихся. Для этого нужно иметь не только единомышленников, но и надежную сплоченную команду. Мы обязаны, как и в предыдущие годы, играть важнейшую роль в социальных гарантиях, при защите прав людей труда. И чем больше людей начнут об этом задумываться, тем увереннее будет положение профсоюзов в нашем обществе, в нашем любимом городе.

 

Источник

Профсоюз – организация, которая заботится о конкретном человеке

В интервью журналу «Московский Омбудсмен» Председатель МФП Михаил Иванович Антонцев рассказал о том, как и почему менялась роль профсоюзов, какие цели и задачи стоят перед ними сегодня 

– Как и почему менялась роль профсоюзов?

– Профсоюзы во времена Советского Союза были частью государственной системы, той частью, которой были отданы государственные полномочия контроля над условиями труда и распределением, в том числе и заработной платы. Ни одно постановление Совета Министров и Верховного Совета СССР не выходило без согласования с профсоюзом. Более того, профсоюзы занимались распределением всех благ, начиная от материальной помощи и заканчивая путевками на отдых. Со времен Советского Союза прошло уже 25 лет. Многие сегодня задают вопрос: «А что, профсоюзы еще живы? Чем занимаются?» Если раньше свыше 90% всех трудящихся были членами профсоюза, то на сегодняшний день, как и во всем мире, их примерно 15%. Это немало. Сейчас в Московской федерации профсоюзов и ее отраслевых профсоюзах состоят более 1 млн. 200 тысяч человек.

В девяностых годах, помимо ликвидации КПСС, было решено ликвидировать и профсоюзы. Может быть, тогда и зародились ныне существующая система внутри профсоюзной структуры. Она была продиктована временем, когда отошли от жесткой структуры управления профсоюзом (ВЦСПС), сделали ее максимально разрозненной с наибольшим количеством прав у отдельных структурных подразделений. И это позволило профсоюзному движению выжить. Сегодня у нас в стране выстроена довольно жесткая вертикаль власти. Если мы говорим, что защищать права людей нужно в контакте с этой властью, то и структура профсоюзов должна собираться из разрозненных самостоятельных структур в единую, тоже жесткую структуру, которая могла бы работать на равных и с государственной властью, и с объединением работодателей. Сейчас функции профсоюзов не только распределительные и социальные, как это было раньше, но и обеспечивающие соблюдение законов, определяющих право на труд, на получение соответствующих социальных гарантий, прописанных в Основном законе. Профсоюзам удалось добиться, чтобы на уровне законодательной власти были приняты законы, имеющие социальную направленность в отношении наемных работников. Сегодня Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» лучше, чем во многих европейских странах.

– Какие задачи стоят перед профсоюзами сегодня?

– Сегодня существуют две принципиальные позиции, которые нужно решать. Во-первых, воссоздавать структуру профсоюзного движения – вертикаль, и, во-вторых, выстраивать контрольные полномочия профсоюзов в соответствии с законами. На эту тему состоялся откровенный и довольно длительный разговор руководителя Федерации независимых профсоюзов России с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным. Мнение президента, которое он не раз подтверждал, следующее: эффективного социального государства в России не может быть выстроено, если не будет вклада профсоюзных организаций в виде спроса с работодателей, в первую очередь. Основная задача профсоюза – стать организацией, обеспечивающей выполнение буквы закона в отношении труда и социального обеспечения граждан. Могу с уверенностью подтвердить, что у профсоюзных лидеров Москвы готовности к такому повороту гораздо больше, чем у лидеров в других регионах.

– Как вы видите свою роль в этом процессе?

– Последние 15 лет я работаю депутатом Московской городской думы, возглавляю Комиссию по социальной политике и трудовым отношениям. За эти годы появились тесные контакты с объединением работодателей, органами надзора и контроля, такими как прокуратура, Рострудинспекция, Департамент труда и занятости. Есть понимание того, что и как необходимо делать. 26 ноября прошлого года прошла отчетно-выборная конференция Московской федерации профсоюзов, на которой меня на пять ближайших лет избрали ее председателем, но главное – делегаты приняли ту стратегию, о которой я говорил.

– Как реализуется эта стратегия?

– Одним из главных инструментов реализации является система социального партнерства, действующая на основании закона Москвы о социальном партнерстве, в соответствии с которой принимается трехстороннее соглашение между работодателями, правительством города и профсоюзами как представителями наемных работников. Накануне конференции 25 ноября было подписано новое трёхстороннее соглашение на ближайшие три года. Принципиально важно, что этот документ регулирует практически все социально-трудовые отношения наемных работников с работодателями и властью города. Один из этих показателей – уровень занятости. Гарантии занятости четко прописаны: так, безработица у нас не может быть больше одного процента, и мы договорились принимать определенные меры, чтобы не допустить ее дальнейшего роста. В соглашении идет речь о безработных, которые официально зарегистрированы в центрах занятости, о поддержке работодателей, в том числе из малого и среднего бизнеса, – программе по созданию новых рабочих мест. Да, программа несовершенна, ее можно критиковать, но она есть. Следующий момент – помощь человеку, оставшемуся без работы, в получении новой профессии по программе переподготовки. Наконец, специальные меры, создающие дополнительные возможности трудоустройства наиболее незащищенным категориям населения. Это в первую очередь молодежь, которая только получает профессиональное образование и поэтому не имеет опыта работы. Новое соглашение гарантирует им возможность трудоустроиться, в том числе с помощью закона о квотировании рабочих мест. Согласно этому закону все работодатели, численность наемных работников у которых более ста человек, обязаны 2% мест предоставлять молодёжи. Если такой возможности нет, то, по закону, предприниматель может направлять определенные средства в специальный фонд создания рабочих мест, из которого будут финансироваться те работодатели, которые создают рабочие места для молодежи. Аналогичные правила действует и для инвалидов.

Далее, в трехстороннем соглашении четко прописаны нормы минимального уровня заработной платы – городской минимум заработной платы. На сегодняшний день в Москве минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 17300 рублей – это тот минимум, который в соответствии с ТК РФ должен ежемесячно получать любой человек работающий полный рабочий день. В соглашении впервые заложен автоматический пересмотр этого показателя в случае, если будет расти стоимость жизни в городе. Она рассчитывается через потребительскую корзину, состав которой утверждается законом города с учетом статистических данных за прошедший квартал по цене определенных продуктов. Минимальный размер заработной платы у нас просчитывается ежеквартально, публикуется соответствующее Постановление Правительства Москвы, и вступает в действие новый уровень МРОТ.

Следующее положение соглашения – контроль над условиями труда. Сегодня вопросы охраны труда находятся не только в ведении государства, есть соответствующие полномочия и у профсоюзов. Технический инспектор профсоюзов имеет право прийти и узнать, в каких условиях люди работают, и закрыть предприятие, если там созданы опасные условия для персонала. Это на сегодняшний день одно из важных направлений работы профсоюзов. Как и соблюдение правовых гарантий. У нас действует правовая инспекция, которая совместно с прокуратурой и трудовой инспекцией контролирует своевременность выплаты заработной платы, правильность наказания или увольнения, рассматривает жалобы, поступающие с рабочих мест. К сожалению, об этом мало говорится, но существуют примеры, когда, благодаря усилиям профсоюзов, людям возвращались миллионы из невыплаченной заработной платы.

Не могу не сказать еще об одном положении трехстороннего соглашения – социальном аспекте. Не секрет, что в Москве меры социальной поддержки неработающих пенсионеров гораздо выше, чем в других регионах. Это результат работы не только депутатского корпуса, принимающего соответствующий бюджет города, и мэра, установившего социальный стандарт, но и профсоюзов, которые инициируют соответствующие предложения. Так, по инициативе профсоюзов были прописаны гарантии льготного или бесплатного отдыха малоимущим жителям города, гарантии поддержки загородных лагерей – бывших пионерских лагерей, сохранившихся у ряда московских предприятий.

Важно отметить, что разработка и принятие трехстороннего соглашения велись параллельно с формированием бюджета города, поэтому практические все обязательства, взятые на себя исполнительной властью, финансово подкреплены.

Из этого соглашения вытекает еще одна не менее важная задача, которая сегодня стоит перед профсоюзами. Как довести до людей эти пункты, эти обязательства, как вписать достигнутые договоренности в нормативные акты, которые принимаются на предприятиях и которые так же весомы, как и нормы законов? Я имею в виду коллективные договоры, заключающиеся на предприятиях, отраслевые московские соглашения, территориальные соглашения, которые подписываются на уровне административных округов. Самое главное на сегодняшний день – сделать так, чтобы эти нормы работали и доходили до людей. Это стратегическое направление работы профсоюзов, то, о чем мы договорились с властью.

– Кому это на сегодняшний день выгодно?

– Власть и объединение работодателей, заключив это выгодное для профсоюзов соглашение, выполнили принятое на верхнем уровне решение. Но практически исполнять эти решения нужно на нижнем уровне – работодателям. Не секрет, чем меньше работодатель на себя возьмёт, чем больше прикроется экономической ситуацией на предприятии, тем ему выгоднее. Иногда некоторые обязательные для него меры он преподносит как подачку «доброго хозяина», который «заботится» о людях. Вот здесь профсоюзы могут играть огромной важности роль через принятие коллективных договоров. Но чтобы они принимались, должна быть жесткая структура. Не хочет директор предприятия сотрудничать с профсоюзами, значит, городские комитеты профсоюзов должны разговаривать с ним уже на другом уровне. Чтобы соглашение работало, профсоюзным работникам нужно быть компетентными в области законодательства. Это позволит им и с властными структурами, и с объединением работодателей, и со своим директором разговаривать на равных. Поэтому одна из задач Московской федерации – более эффективно использовать свои учебные центры, обучать там людей, которых коллективы избрали своими лидерами, председателями профсоюзных комитетов. 

– Профсоюзы заинтересованы в том, чтобы повышать правовое сознание людей?

– Профсоюзы всегда работали с резервом, начиная со школы, с вуза. В Москве уже пять лет во многих школах проходят профсоюзные уроки. Наша задача – «вложить» в головы детей вместе с другими знаниями понимание того, что такое профсоюзы, что они делают, какие дают гарантии. Приведу пример. Если сегодня студенты вузов начинают работать еще в период обучения, то после окончания учебы у них, как правило, не бывает проблем с трудоустройством. Но это единицы. У подавляющего большинства молодых специалистов такие проблемы возникают, особенно в нынешней экономической ситуации. Неслучайно на уровне города принято решение о создании молодежного центра занятости. Но он тогда лишь будет эффективно работать, когда в нем будут задействованы лидеры молодежных профсоюзных организаций.

 – Чем могут гордиться профсоюзы сегодня?

 – На сегодняшний день одна из наших главнейших задач – информировать общество о том, что реально делают профсоюзы. Только один пример. Сколько лет уже говорится о необходимости повышения пенсионного возраста! Не реализована эта идея до сих пор только из-за одного – позиции президента, которая была им четко сформулирована. Несмотря на то, что растёт продолжительность жизни, не время это делать. Но кто убедил президента занять такую позицию? Могу с уверенностью утверждать: главными здесь были профсоюзы – с выкладками, экономическими показателями, с доказательствами того, почему нельзя, почему не время. Отложили, по крайней мере, на десять лет.

Вот реальная отдача для огромного количества людей благодаря тому, что они платили 1% профсоюзных взносов, на которых выстроена структура, способная отстаивать их экономические и социальные интересы и права.

Будем стремиться, чтобы ни одно обращение к нам людей или трудовых коллективов не оставалось без внимания, потому что считаем: профсоюз – организация, которая заботится о конкретном человеке. Уверен, что нам удастся выстроить структуру с контрольными функциями, которая по праву сможет называть себя главным защитником интересов трудящихся. Для этого нужно иметь не только единомышленников, но и надежную сплоченную команду. Мы обязаны, как и в предыдущие годы, играть важнейшую роль в социальных гарантиях, при защите прав людей труда. И чем больше людей начнут об этом задумываться, тем увереннее будет положение профсоюзов в нашем обществе, в нашем любимом городе.