Престиж рабочих профессий поднимет культура производства и нормированный рабочий день
Фото: «Вечерняя Москва»
ВАСИЛИСА ЧЕРНЯВСКАЯ
Около трети вакансий на рынке труда открыто для представителей рабочих профессий.
В четверг, 12 марта, в медиа-центре «Вечерней Москвы» состоялся круглый стол, посвященный популяризации рабочих профессий. В ходе обсуждения участники круглого стола попытались ответить на вопрос — как заинтересовать молодежь при выборе рабочих профессий и как поднять их престиж?
Депутат Московской Городской Думы, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям МГД, заместитель председателя Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев отметил, что профориентацией проблему привлечения кадров не решить.
— Изменились временами. Люди всегда интересуются — сколько получать, какое время займет работа, условия труда на производстве, — высказался парламентарий. — Рабочие профессии нужно готовить. Колледжи принадлежат городу. Начинается пора, когда заводы сами говорят о необходимости вкладываться в обучение людей. Работодатели должны понимать, что у них должна быть статья расходов на подготовку кадров.
В свою очередь член Центральной ревизионной комиссии Общероссийского Народного Фронта, президент Международной общественной организации «Союз социальной защиты детей» Нина Ларионова отметила, что многие молодые люди не информированы об открытии новых производств и вакансий, которые там требуются.
Говоря о ситуации на рынке труда, начальник отдела Учебно-методического центра «Равные возможности» Государственного автономного образовательного учреждения учебный центр «Профессионал» Олеся Редько рассказала, что только 30 процентов соискателей, обращающихся в службу занятости, готовы пойти на обучение рабочим профессиям. Переобучение интересует и тех, кто потерял работу и готов сменить профессию. При этом наблюдается определенный перекос, когда вакансии открыты именно на рабочие профессии, а желающих трудоустроиться намного больше среди так называемых «белых воротничков».
— Однако позитивная динамика на рынке труда все же присутствует: на предприятиях стоит новая техника, молодые мужчины идут на производства с высшим образованием, — отметила Олеся Редько. — Популярной становится профессия промышленных альпинистов. В Москве открыт полигон, где качественно готовят специалистов. Они требуются всегда — и на мойке окон и на чистке снега с крыш. У молодых людей появляется азарт и мотивация, а фирмы понимают, что на этом можно заработать.
В то же время есть и обратная сторона процесса, когда не все компании готовы принимать учащихся на практики. Об этом рассказал руководитель структурного подразделения колледжа № 17 Москвы Валерий Оганесович Оганесян. По его словам, не всегда предприятие готово оплачивать прохождение практики ребятами на производстве. В связи с этим участники круглого стола предложили наладить работу колледжей и заводов.
— Нужно организовать профориентационную работу, начиная с младших классов, — поделился Валерий Оганесян. — Проводить ее нужно в содружестве с профессиональными колледжами. Тогда у ребят будет формироваться представление о своей будущей занятости. Для них должны устраиваться экскурсии в колледжи, на предприятия. Заниматься работой надо не только с учащимися, но и с родителями.
Тогда столичные колледжи будут выпускать хороших рабочих, труд которых будет востребован и высоко оценен на предприятиях.
— В Москве сейчас и в будущем будут нужны рабочие профессии: пекарь, автослесарь, сантехник, токарь, — добавил Михаил Антонцев. — Но и для них должны быть созданы условия: нормированный рабочий день, униформа, чистое производство — тогда пойдут и москвичи работать. Ярким примером лежит сфера жилищно-коммунального хозяйства, когда решением правительства Москвы было образовано ГБУ «Жилищник». Теперь там работают москвичи, а предприятие открывает новые вакансии. Так появляются современные Афони.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что престижность рабочих профессий зависит от оплаты труда, возможностей карьерного роста и получения социального пакета, а также от того, какая культура царит на производстве. Свой вклад в информирование населения о нужности рабочих профессий должны внести психологи и педагоги, а также СМИ и кинематограф.