№ 46 (537) от 24 ноября 2016 [«Аргументы Недели », Наталья ФРОЛОВА ]
С 2017 г. московских школьников загрузят по полной программе. По инициативе властей в расписание предметов будут добавлены часы общественно полезного труда. Таким образом чиновники планируют дать подрастающему поколению трудовое воспитание. Между тем программы этих часов пока остаются загадкой.
Под одну гребёнку
Итак, в следующем году московские школы ожидает нововведение. К многочисленным домашним заданиям, проектам и лабораторным работам детям навяжут ещё одну дисциплину. Эксперты полагают, что некоторые родители не одобрят подобные перемены: их дети и так порядком загружены.
Если не за счёт здоровья учащихся, то, возможно, за счёт других предметов решат ввести дополнительные часы. Но правильно ли это? «Школы с углублённым изучением каких-либо дисциплин вряд ли пойдут на такой эксперимент. А вот общеобразовательные учебные заведения могут с радостью поддержать инициативу. Дети начнут понимать цену труда, учиться ответственности за своё будущее», – предполагает школьный учитель Роман Колтунов. А чтобы не заваливать школьников, грамотнее эти занятия проводить в рамках урока труда, предлагает учитель.
Профориентация, приближённость к труду позволит им самим разобраться в массе профессий.Сегодня выбором специальности чаще занимаются родители. И порой он оказывается неправильным, что, в свою очередь, делает ребёнка несчастливым. «Мы уже натворили безумное количество экономистов и бухгалтеров, а вот хороших поваров, портных, водителей городского транспорта, строителей нет», – говорит председатель Комиссии по социальной политике и трудовым отношениям в МГД Михаил Антонцев.
Нужны рабочие
В Москве на рынке труда наибольшая потребность в рабочих специальностях. На сегодня у нас более 130 тыс. вакансий. При количестве безработных около 30 тыс. человек. И в первую очередь требуются люди с рабочими специальностями. «Хотя эти профессии сейчас не популярны. Дело в том, что в сознании людей до сих пор живёт образ сантехника из советского прошлого, такого подвыпившего Афони, у которого жизнь удалась, если нашлась хорошая компания», – говорит Антонцев.
«А кто из нынешних детей в состоянии починить сломавшийся кран, поменять розетку? Как ни печально, но сейчас подавляющая часть старшеклассников не то что трудом не хочет заниматься, в бизнес не хотят идти! Все сфокусированы на работе в госаппарате или в госкорпорациях», – говорит основатель Детского города мастеров «Мастерславль» Виталий Сурвилло.
Идея благая. Главное – не доводить любое начинание до абсурда. Например, вместо подготовки к ЕГЭ устраивать сбор картошки. Но возникает вопрос: кто будет преподавать, где взять кадры и где найти на это средства в бюджете? На оборудование, расходные материалы, инструменты нужны деньги. Трудовое воспитание – это не сборка конструкторов. Не выльются ли такие заявки в очередную показуху системы образования, как и бесконечные проекты, творческие задания, тесты на размышление, рассыпанные сегодня практически по всем школьным учебникам, как правило, невыполняемые, а если выполняемые, то исключительно усилиями родителей? Инициатива своевременная. Лишь бы не убить её непродуманной реализацией.
Вопросы воспитания
Опасения есть и у другого эксперта. «Конечно, нужно прививать уважение к труду. Но не стоит забывать, что есть ещё и труд умственный, интеллектуальный, научный. А поголовно отвлекать детей от подобного рода занятия, на мой взгляд, как минимум, – это растранжиривание людского потенциала», – считает доктор экономических наук Сергей Смирнов. Необходим индивидуальный подход. А если дети не стремятся к труду, ничего не производят, а только потребляют, то это уже вопрос к воспитанию, которое дают родители.
Отсюда возникает мнение, что в школах нужно делать ставку на предметы, обучающие современным реалиям.«Лучше бы ребята учились новым информационным технологиям, робототехнике, финансовой грамотности. В рамках курса географии хорошо, чтобы они подробнее изучали другие страны. Всё-таки мы живём в глобальном мире, и многие события в нашей жизни зависят от того, что происходит довольно далеко. А не от того, что уходит корнями в середину XX века», – считает исполнительный секретарь политического комитета партии «Яблоко» Галина Михалёва. Задача школы, по её словам, – сделать уроки не скучными и протокольными, а интерактивными, с элементами творчества. Вместе с этим необходимо прививать самоорганизацию среди школьников, например, чтобы они сами выбирали старост.
http://argumenti.ru/gorodm/n566/474605