21 апреля на заседании комиссии по социальной политике и трудовым отношениям был рассмотрен проект столичного закона, вносящего изменения в Закон «О социальном обслуживании населения города Москвы».
В связи с принятием в 2012 году изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» на органы исполнительной власти субъектов Федерации возложены полномочия по оказанию малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам нового вида государственной социальной помощи на основании социального контракта. В столице отношения, возникающие в сфере социального обслуживания и оказания адресной социальной помощи, регулируются базовым Законом № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
Как сообщил заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Андрей Бесштанько, проектом закона предлагается ввести новый инструмент социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, — социальный контракт, а также наделить Правительство Москвы полномочиями по определению размера, условий и порядка предоставления указанной социальной помощи.
Депутат Евгений Герасимов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») напомнил, эта практика для столицы не нова: в основу изменений федерального законодательства лег опыт Москвы. В 2011 году в Центральном административном округе прошел эксперимент, в котором приняло участие 35 семей, 29 из них заключили с городом контракт. Главная цель социального контракта — создать условия для выхода семьи из трудной жизненной ситуации. В каждом конкретном случае учитывались индивидуальные потребности: кому-то было оказано содействие в трудоустройстве, кому-то в реабилитации, адаптации и обучении, кому-то была оказана помощь в ремонте квартиры, в получении санаторно-курортного лечения и т.д. Материальную помощь в виде «живых денег» получили только 19 семей. Сумма выплат варьировалась от 3 до 16 тыс. рублей.
Прогнозируется, что со вступлением закона в силу в каждом административном округе ежегодно будут заключаться социальные контракты с 40-50 семьями. Срок действия контракта — полгода.
Председатель комиссии Михаил Антонцев (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что данная система заработает только при условии взаимодействия разных столичных ведомств, ответственных за соцзащиту, здравоохранение, образование, занятость населения. Необходимо также разработать механизмы контроля за выполнением взятых с обеих сторон обязательств.
Помимо этого, законопроект предлагает передать полномочия по регулированию цен и тарифов на соцуслуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания, из Департамента экономической политики и развития в Департамент социальной защиты населения. Михаил Антонцев обратил внимание, что данное изменение не затронет существующее сегодня соотношение платных и бесплатных услуг. Новый механизм будет способствовать оперативному решению вопросов ценовой политики в сфере соцуслуг.
Также из государственной системы соцобслуживания законопроектом предложено исключить учреждения, в которых содержатся иностранные граждане с несовершеннолетними детьми.
Члены комиссии приняли решение рекомендовать депутатам поддержать изменения в столичный Закон № 34.