Московская трехсторонняя комиссия займется качеством соцпартнерства на местах
Столичные профсоюзы обеспокоены снижением количества коллективных соглашений и содержанием колдоговоров. В них не только зачастую не прописаны бонусы, которых добились социальные партнеры на уровне города, но порою даже не содержится ничего сверх того, что и так положено по Трудовому кодексу. Тему болезней локального уровня социального партнерства в Москве затронули на заседании Московской трехсторонней комиссии, которое состоялось 25 февраля.
СКОЛЬКО СТОРОН У СОГЛАШЕНИЯ
25 февраля в столичной мэрии прошло первое в новом году заседание Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Главной темой встречи на этот раз стали проблемы колдоговорного регулирования трудовых отношений в столице, как на уровне отрасли, так и на уровне конкретных предприятий.
— Количество отраслевых соглашений катастрофически падает, — назвал проблему председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев. — Это результат отсутствия механизма на уровне отраслей и отсутствия стимула их заключать.
Цифры подтверждают сказанное главой столичного профобъединения: если в 2010 году в Москве действовало 10 соглашений на уровне отрасли, то к 2015 году их количество сократилось почти вдвое — до 6.
Антонцев напомнил собравшимся о ситуации в сфере ЖКХ, где “готовое соглашение отказываются подписывать уже практически в течение года”.
Как исправить ситуацию? Мария Филина, замглавы Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, выступавшая перед главой московского профобъединения, пояснила, что работодатели охотнее бы заключали соглашения не по отраслям, а по сферам деятельности. Кроме того, по мнению представителя МКПП, государство должно “обеспечить работодателю финансовый стимул” участвовать в системе соцпартнерства.
— То есть не финансовый, — поправилась было Филина.
— Финансовый, финансовый. Оговорки по Фрейду, — усмехнулся заместитель мэра Леонид Печатников, представлявший на заседании город.
Другое дело, что сами городские власти, судя по всему, не горят желанием такие стимулы предоставлять — и вообще предпочли бы не вмешиваться:
— Ни в одной стране мира в отраслевых соглашениях между работодателем и профсоюзом правительство не участвует, — настаивал Печатников. — Если вы хотите, чтобы мы участвовали в них, то определите нашу роль! Гарантом ваших обязательств мы выступать не можем. Если работодатель не оплатил того, что обязался, бюджет города оплачивать не может. Я считаю, что отраслевые соглашения должны быть двусторонними.
Профсоюзы, естественно, высказались резко против:
— Именно три стороны должно быть в отраслевом соглашении, ни в коем случае не две, — парировал Антонцев. — Правительство Москвы — это не только третейский судья, но гарант того, что Московское трехстороннее соглашение будет выполняться и отраслями.
Вопрос, как быть со столичным соцпартнерством на уровне отрасли, возможно, прояснится к апрелю, когда будет разработано типовое положение об отраслевых трехсторонних комиссиях и регламенте их работы.
ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО КОЛДОГОВОРОВ
— Грош цена будет Московскому трехстороннему соглашению, если не будет закреплено его выполнение в коллективных договорах, — продолжил Антонцев.
Качество, да и количество коллективных договоров на предприятиях и в организациях Москвы тоже не может не беспокоить профсоюзы.
Для начала — немного цифр. В 2015 году количество договоров, представленных на регистрацию, оказалось на 17% меньше, чем за год до того, хотя столичный департамент труда и занятости в лице своего замглавы Андрея Бесштанько и объясняет это последствиями реорганизации учреждений бюджетной сферы. Это тоже показатель — 70% договоров, действующих в Москве, заключено именно в бюджетных организациях. В частных организациях департамент выявил “недостаточную заинтересованность” в заключении договоров.
Но и там, где они заключаются, они зачастую остаются формальностью.
— Анализ содержания колдоговоров показывает, что в большинстве своем в них переписываются пункты, которые уже содержатся в трудовом законодательстве, и на этом дело останавливается, — отметил лидер столичного профобъединения. — Уведомительная регистрация — не праздный вопрос. При ней необходимо анализировать проекты договоров на соответствие нашим рекомендациям и нашему трехстороннему соглашению.
Антонцев признал, что законодательных механизмов, которые бы заставили работодателя включать дополнительные гарантии в коллективные договоры сегодня, при действующем сейчас уведомительном характере регистрации коллективных договоров в госорганах, не существует. Однако способы стимулировать недобросовестных все же есть, хотя и радикальные.
— У нас сейчас нет права требовать включить что-то в договор, — посетовал глава МФП. — Закон это запрещает, потому что характер регистрации договоров уведомительный. Но если мы видим, что нормативные акты на уровне отраслевого соглашения или коллективного договора не соответствуют трудовому законодательству или нашим параметрам, надо организовывать проверку — как в целом обстоят дела на предприятии, подключать Рострудинспекцию или прокуратуру.
Пока же комиссия договорилась создать реестр коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию, чтобы их качество было проще проконтролировать.
И ПРОЧЕЕ
Вопрос о коллективных соглашениях был, безусловно, не единственным в повестке дня. В частности, стороны уже начали готовиться к проведению весеннего конкурса “Московские мастера”, который в этом году должен пройти в Москве уже в девятнадцатый раз. Подвели итоги и тому, как удалось выполнить трехстороннее соглашение, заключенное на 2013 — 2015 гг. Удалось это, по мнению комиссии, “в основном”.
В соглашении, заключенном еще до начала нынешнего кризиса, стороны договаривались обеспечить рост промышленного производства в Москве на 4% ежегодно и исключить в столице задержки заработной платы.
2015 год внес свои коррективы: на 5% сократился объем обрабатывающего производства. В других отраслях, впрочем, дело обстоит лучше — в частности, целлюлозно-бумажное производство и полиграфия “подросли” почти на 11%.
В свою очередь, размер задолженности по зарплате в московских организациях, если верить Мосгорстату, к новому 2016 году превышал 167 млн рублей.
http://www.solidarnost.org/articles/Proverkoy_i_reestrom.html