«Мосгортранс» предлагает ввести отдельные санкции для иностранцев, которые не платят за проезд в наземном общественном транспорте
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
«Мосгортранс» направит в департамент транспорта Москвы обращение с предложением ввести отдельные санкции для иностранцев, которые не оплачивают проезд в городском наземном транспорте. Их могут лишить права на ведение трудовой деятельности в России и запретить повторный въезд в страну. Как рассказал «Известиям» генеральный директор предприятия Евгений Михайлов, в первую очередь такая мера будет направлена против мигрантов, которые предпочитают экономить на билетах на городской транспорт.
— Многие мигранты, которые приезжают в Москву работать, не платят за проезд, — сказал глава «Мосгортранса». — При этом добиться, чтобы они заплатили штраф, трудно, потому что часто они живут не там, где зарегистрированы.
Как отметил Евгений Михайлов, подобные санкции к иностранцам-«зайцам» применяют за рубежом.
— Чтобы такая практика была в России, потребуется менять федеральное законодательство, то есть это будет довольно длительный процесс, — пояснил он.
Как писали «Известия», «Мосгортранс» уже направил в департамент транспорта обращение с предложением существенно увеличить штрафы за безбилетный проезд.
Председатель комиссии по безопасности Мосгордумы Инна Святенко отметила, что идея о специальных санкциях для иностранцев-«зайцев» перекликается с законопроектом, подготовленным столичным парламентом. В сентябре 2013 года столичный парламент внес в Госдуму проект федерального закона, в соответствии с которым мигрант, совершивший в течение года два административных нарушения, может быть депортирован из страны. Документ до сих пор находится на стадии предварительного рассмотрения в Госдуме. Действующее законодательство позволяет российским властям не пускать на территорию страны иностранца, который ранее совершил там правонарушение, но на практике это происходит нечасто.
— Если наша законодательная инициатива вступит в силу, мигранта можно будет депортировать, в том числе если он два раза проедет «зайцем», потому что безбилетный проезд — это административное правонарушение, — сообщила депутат. — Но тут есть другая проблема. Контролеры не имеют права задерживать безбилетника до прибытия полиции. Поэтому как россиянам, так и мигрантам легко уйти от них и остаться безнаказанными. При этом мы как законодатели не можем наделить контролеров полномочиями задерживать кого-либо. Потому что в соответствии с этой логикой придется давать такие полномочия, например, и сотрудникам театров, которые проверяют билеты на входе, и многим другим, и тогда мы превратимся в полицейское государство.
По словам главы комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаила Антонцева, вполне вероятно, что московская инициатива не будет рассматриваться в Госдуме отдельно.
— Возможно, идеи, содержащиеся в нашем законопроекте, как не раз бывало, будут включены в пакет документов, который обсуждается в Госдуме, — сказал депутат.
По мнению ведущего научного сотрудника Центра исследований транспортной политики ВШЭ Константина Трофименко, контроль за оплатой проезда — «сфера, где нужно наводить порядок».
— Общественный транспорт работает на деньги налогоплательщиков, и гости столицы, не оплачивающие проезд, должны нести повышенную ответственность за безбилетный проезд, —отметил эксперт. — Поэтому позиция «Мосгортранса», которая все-таки жестче, чем законопроект, вполне справедлива. Я думаю, что целесообразно также поднять вопрос об увеличении числа полицейских, которые работают на транспорте и приезжают на вызов контролеров.
По мнению Константина Трофименко, раз мигрантов трудно заставить платить штрафы, можно отказаться от этой меры и ввести другое наказание — повышенный тариф. Если пассажир не купил билет вовремя и попался, он должен покупать другой билет — по специальному «заячьему» тарифу. По словам эксперта, такая система работает, например, в Германии.