Москвичам не хватает в городе европейского комфорта и расслабленности
Итальянцу возвращаться из Парижа или французу из Мадрида не то же, что нам из поездки в Европу. Речь не о патриотизме, а об элементарном бытовом комфорте, уюте в российских городах. Конечно, в столице, с ее музеями, выставками, витринами, кафе, новыми пешеходными улицами и парками, пережить бытовую акклиматизацию, безусловно, легче. Но чего не хватает москвичам и что они готовы сами сделать для своего города? «МК» узнал мнение экспертов по этому поводу.
Детские площадки в Европе категорически отличаются от наших. Там нет типовых
проектов, каждая отвечает контексту места.
фото: Геннадий Черкасов
Егор Коробейников, автор интернет-проекта «UrbanUrban», старший научный сотрудник Высшей школы урбанистики, исследователь городской среды:
— Сейчас очень популярно говорить про «общественное пространство», пространство общедоступное, место, где люди могут проявлять всю сложность социальных взаимоотношений и не спрашивать, можно ли им здесь поиграть во фрисби или перекусить на траве. По сути, эти пространства и создают ту живую среду в европейских городах, которую мы так любим и которой не хватает в России и в Москве.
В европейских столицах много интерактивных элементов, которые позволяют людям чувствовать себя комфортнее, взаимодействовать с городом. Например, в Копенгагене на одном из бульваров устроили большой павильон с общественными мангалами и инженерными коммуникациями: любой может прийти, пожарить сосиски, подключить музыкальную аппаратуру и устроить вечеринку. Иногда на площадях просто лежит хорошо тесанный брус, где хочется присесть, поговорить с друзьями. В Испании на набережных ставят батуты и павильоны с висячими канатами, где с удовольствием прыгают и лазают дети.
Кстати, детские площадки в Европе категорически отличаются от наших! Там нет типовых проектов, каждая отвечает контексту места. В Лондоне построили площадки памяти принцессы Дианы, в Роттердаме создали площадку из бывшего ветряного электрогенератора (кроме оригинального дизайна это еще и наглядный пример очень популярной на Западе идеи повторного использования вещей).
Еще одно распространенное в Европе явление — временное использование пространства: люди, живущие в округе, могут занять пустующий по каким-то причинам участок земли или помещение под проекты на срок от трех месяцев до двух лет. Так, в Лондоне на месте пустыря разбили сад-огород: у жителей появилась возможность выращивать овощи-зелень на собственной грядке, кроме того, там регулярно проводятся образовательные программы для детей, уже и не знающих, откуда берутся помидоры-огурцы. В другом районе лондонцы приспособили бывшую бензозаправку под авторский кинотеатр. Практически в центре Берлина волонтеры открыли детскую ферму, куда можно прийти с ребенком покормить пони, лебедей, коз, овец (существует проект на ежегодные членские взносы местных жителей).
Европейские горожане охотно сами создают для себя ту среду, в которой им комфортно. В Хельсинки четыре раза в год проводится День ресторанов: каждый желающий может приготовить любое блюдо у себя дома и буквально из окна или на углу квартала его продавать. Таким образом, вы вдруг узнаете о совершенно невиданных кулинарных способностях своего соседа, что позволяет вам найти новые точки соприкосновения.
Вдоль бетонного забора художники поставили 70 кроватей, страшных, серых, которые
символизировали наши спальные районы. Каждую кровать превратили в арт-объект:
кровать-ежедневник, кровать — консервная банка.
Все эти меры носят больше тактический характер. А определяющим фактором успеха при создании дружелюбного к людям города является, конечно, наличие стратегии: должны быть не просто хорошие детские площадки, а в целом вся городская среда должна быть безопасной для детей, сам город должен являться игровой площадкой. Работа над такими ключевыми принципами длится годами, и хочется, чтобы и в Москве подходили к созданию дружелюбной городской среды более комплексно, те же проблемы транспорта решали, не забывая о пешеходах. В России огромное количество людей, способных делать вещи не хуже, чем на Западе, вопрос в заданных условиях.
Марина Звягинцева, художник-дизайнер, куратор городских проектов современного искусства:
— Я сама живу в спальном районе. Основная проблема людей на окраинах в том, что все самое интересное в жизни происходит в центре: посетить с детьми любой музей — значит, часами добираться по пробкам. Но это не только вопрос свободного времени, за этим стоит психология, которую надо менять! Если возникнет обратное движение — из центра начнут приезжать в Бибирево, Бирюлево, Печатники, чтобы посмотреть что-то интересное, — у жителей появится ощущение, что их район имеет некую ценность.
В 2009 году во время III Московской биеннале современного искусства мы провели эксперимент под названием «Спальный район». В качестве площадки выбрали Краснодонскую улицу, у метро «Волжская». Первый вопрос, который мне задавали: это вообще где, в Москве?! Вдоль бетонного забора художники поставили 70 кроватей, страшных, серых, которые символизировали наши спальные районы. Каждую кровать превратили в арт-объект: кровать-ежедневник, кровать — консервная банка. В итоге краснодонский забор превратился в самый посещаемый проект биеннале: по будням мимо шли огромные толпы в метро, на работу, на выходные подъезжали машины, откуда выходили компании с фотоаппаратами, телефонами и садились, ложились, фотографировались около каждой из 70 кроватей — это был перформанс для всего района! Проект продержался три недели, утащили пять кроватей, разломали три. Но, я считаю, это небольшой урон для такого района.
В отличие от музеев, где на каждый объект смотрят примерно две минуты, современному искусству не нужно резервации, оно выносится на улицу, прямо под нос москвичам, становится частью окружающей среды, соприкасается с нами каждый день, пытается вовлечь жителей в творческий процесс.
Кирилл Самодуров, сотрудник районной интернет-газеты «Бамбук», создатель клуба «Подвал «Чердак» в Гагаринской библиотеке, городской активист:
— Прошлым летом мы попытались руками самих жителей организовать досуг в районе Тропарево–Никулино (окраина старой Москвы и почти центр новой): создавали летний кинотеатр-лекторий в пешеходной зоне, которая у нас в народе называется «Бродвей». Судя по фотографиям 1981 года, тут была оживленная площадь, которая привлекала к себе иностранной бижутерией, знаменитым магазином «Польская мода». Однако со временем пейзаж стал довольно унылым — просто транзитный путь для жителей, которые идут от дома к метро. Вот и захотелось вдохнуть в него жизнь.
Инициативу молодежи и жителей поддержали местные депутаты. В муниципалитете дали проектор, обеспечили электричеством, а главное — пошли нам навстречу и не мешали. Вместо скамей мы купили поддоны, нашли у знакомых хорошую звуковую систему, установили баннер в качестве экрана. Сами устраивали агитацию, расклеивали афиши — это все довольно непрофессионально, и я считаю, что это здорово, поскольку все делалось без каких-то бюджетных вливаний, руками простых жителей и без пустого выхода. Весь июль-август каждую субботу и воскресенье мы что-нибудь придумывали: показывали фильмы (открыли сезон «Жизнью как чудо» Эмира Кустурицы, на что получили личное согласие режиссера). Проводили бесплатные ярмарки, так называемые фри-маркеты, когда люди приносят хорошие, но ненужные им вещи: одежду, книги, игрушки — просто так, и кто-то может забрать их или обменяться, заодно все знакомятся. Сами сделали раздевалки. Была даже выставка арт-объектов с экологическим уклоном, где в ход пошло все: от ключей до жестяных банок. Экономист Владислав Иноземцев в пешеходной зоне Тропарева–Никулина рассказывал жителям о текущей макроэкономической ситуации, собрав настоящий аншлаг. Показывали документальное кино на злобу дня: популярная организация по развитию велокультуры «Let’s bike it!» представила фильм, как организовано велодвижение в европейских странах. И мы не только обсудили, как славно жить в Европе, но и сами занялись созданием велокарты нашего района: жители делились информацией, где удобно ездить на велосипеде и как можно эффективно заменить им традиционные виды транспорта.
Очень важно, чтобы на уровне города правильно расставлялись приоритеты: с одной стороны, у нас развиваются крупные парки — есть отличный пример парка Горького, — но вместе с тем, допустим, на уровне нашего «Бродвея», оказался под угрозой закрытия центр детского творчества «Созвездие». Это бывший Дом пионеров и очень популярное место среди семей всего района, со множеством секций. Политика объединения всех бюджетных организаций привела к тому, что половину здания захотели отдать одной из прогимназий.
У многих жителей есть желание, есть силы заниматься интересными проектами, но, к сожалению, вместо того чтобы организовать что-то позитивное, мы зачастую вынуждены участвовать в протестах и бороться с несогласованными планами властей, когда людей просто не спрашивают: а надо ли это им и чего они хотят на самом деле.
Михаил Антонцев, депутат Московской городской думы:
— Как депутат, регулярно сталкиваюсь во многих районах с трудноразрешимой проблемой: одна часть дома уверяет, что нужно ставить у подъезда скамейку, а другая заявляет «нельзя»; одна говорит «пожилым людям посидеть негде», а другая — «поживи на первом этаже и посмотри, кто на этой скамейке ночью и чем занимается»… Было решение открыть все школы с их спортзалами для жителей микрорайонов. А везде это сделано или осталось провозглашенным только на бумаге?
Сегодня через электронные порталы органы власти открыты для быстрого реагирования на запросы москвичей. Но и само общество далеко не ко всему готово. Без умения культурно друг с другом договариваться мы не продвинемся — в этом также заключается гражданское сообщество, как и в максимальном участии москвичей в жизни города. Местное самоуправление — это не только муниципальные депутаты, но и те активные люди, которые есть.
материал: Елена Добрюха
http://www.mk.ru/moscow/article/2013/04/17/843390-kak-priglasit-kusturitsu-vspalnyiy-rayon.html