К принятию в первом чтении основного финансового документа города на ближайшую трехлетку депутаты Мосгордумы подготовились более чем основательно. На протяжении нескольких недель проект бюджета со всех сторон рассматривали профильные комиссии парламента. В итоге все они рекомендовали документ к принятию в первом чтении, которое состоится 16 октября.
фото: Сергей Артемов
Откуда доходы?
Как рассказала депутатам заместитель руководителя Департамента финансов города Оксана Безлюдная, доходы столичной казны-2014 прогнозируются в объеме 1,486 трлн рублей (это на 3,3% выше показателей бюджета года нынешнего). В 2015 году они должны вырасти еще на 4,8% (до 1,557 трлн), а в 2016-м — на 4,3% (до 1,625 трлн). Что касается расходов, то они ожидаются в сумме 1 трлн 650 млрд рублей в 2014 году; 1,708 трлн в 2015-м и 1,765 трлн в 2015 году. Размеры бюджетного дефицита в течение следующих трех лет не превысят предельных показателей, допустимых Налоговым кодексом.
Львиная доля бюджетных доходов (а именно — 91%) будет формироваться за счет налоговых поступлений. Главными бюджетообразующими налогами остаются налоги на прибыль и на доходы физических лиц. Предполагается, что ежегодно налоговые доходы будут расти на 4,5%, чему поспособствует «повышение налогового администрирования». Иными словами, фискальные органы будут «трясти» налогоплательщиков активнее.
Остальные 9% казны — это т.н. неналоговые поступления. Они будут складываться из средств, полученных от сдачи городского имущества в аренду, продажи правительством Москвы непрофильных активов, а также за счет увеличения денежных взысканий за нарушения в области дорожного движения (точнее, за счет высоких штрафов за неправильную парковку, а также за эвакуацию автонарушителей на штрафстоянки).
По мнению руководителя Департамента экономической политики и развития города Максима Решетникова, заложенная на 2014 год в проекте бюджета доля неналоговых доходов не так уж и мала. На прогнозные объемы поступлений по этим статьям повлияли такие факторы, как завершение перехода на новые принципы расчета арендной платы за земельные участки в процентах от кадастровой стоимости, переход к рыночным ставкам арендной платы по договорам аренды с субъектами малого предпринимательства и сохранение льготной ставки арендной платы для категорий арендаторов, которым государственное имущество предоставляется в виде преференций. Максим Решетников сообщил, что в минувшем году объемы выкупа арендованной городской земли были большими. «В результате те доходы, которые мегаполис ранее получал через аренду земли, теперь поступают в казну в качестве земельного налога, который, как известно, является уже налоговым доходом», — сказал он.
По мнению председателя бюджетно-финансовой комиссии МГД Игоря Антонова, если раньше бюджет города в доходной части был умеренно-оптимистичным, то нынешний проект бюджета можно назвать консервативным, что обусловлено серьезными инвестиционными проектами, в частности по развитию транспортной системы города.
Председатель Думы Владимир Платонов отметил, что в последнее время в целях повышения доходности бюджета происходит отказ от системы льгот для организаций. По его мнению, немалая часть сектора экономики находится в тени, и поэтому было бы целесообразно достигать повышения доходности бюджета за счет вывода ее из тени. «Идя по этому пути, можно изыскать мощнейшие резервы для более эффективного развития», — подчеркнул он.
фото: Иван Скрипалев
Приоритеты города
Планы по расходам столичной казны на ближайшую трехлетку вызвали у депутатов куда больший интерес. Сразу стоит отметить, что, как и в предыдущие годы, городской бюджет останется социально ориентированным, а транспорт и благоустройство территорий по-прежнему числятся в приоритетах столичного правительства. Расходы на эту сферу будут составлять в среднем 64% от размера казны ежегодно.
По данным главы Департамента финансов столицы Елены Зяббаровой, в 2014 году расходы столичной казны составят ориентировочно 1,65 триллиона рублей (соответственно в 2015 году — 1,7 триллиона, а в 2016 году — 1,765 триллиона).
Приоритетом развития столицы станет заявленная еще в ходе выборов мэра программа «Москва — город, удобный для жизни». За три года на нее будет потрачено в общей сложности более 9 триллионов рублей. Не трудно подсчитать, что это значительно больше совокупных доходов столичной казны на трехлетку, однако сумма учитывает еще и поступления из федерального бюджета, а также от юридических и физических лиц. Реализация программы будет проходить по ряду направлений, названия которых говорят сами за себя — «Здоровый город», «Мобильный город», «Образованный город» и «Социально защищенный город».
Городская казна по-прежнему построена по программно-целевому принципу. Правда, вместо нынешних шестнадцати программ в будущем году планируется пятнадцать (программа энергоэффективности войдет в состав программы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры). Большую часть доходов казны направят на финансирование программ соцзащиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта. Все эти направления детально обсудили комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья; по социальной политике, а также по образованию.
фото: Иван Скрипалев
Сокращаем сирот
Власти в который раз подчеркивают, что объем и количество социальных льгот в городе снижаться не будут. Одна из основных бюджетных программ — социальной поддержки жителей Москвы на 2012–2018 годы — будет выполняться в рамках направления «Социально защищенный город». Только в будущем году на нее выделят более 335 миллиардов рублей. В общей же сложности из всех источников (средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, юридических и физических лиц) на нее потратят более 893 млрд рублей в 2014 году.
Эта госпрограмма разбита на пять подпрограмм. Одна из них, например, направлена на социальную поддержку старшего поколения. За ее счет будут выплачиваться региональные доплаты к пенсиям, ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам (труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным гражданам), социальные льготы, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, проезда на городском общественном транспорте и пр. На все про все уйдет 245 миллиардов рублей в 2014 году.
Еще одним приоритетным направлением социальной политики останется поддержка многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей-сирот и преодоление социального сиротства. Напомним, что с мая 2013 года размеры ежемесячных пособий опекунам или усыновителям детей-сирот установлены в размере 25 тысяч рублей в месяц на ребенка-инвалида, 20 тысяч рублей при опеке или усыновлении ребенка старше 12 лет, 18 тыс. рублей в месяц на ребенка в возрасте до 12 лет семьям опекунов, приемных родителей, воспитывающим трех и более детей-сирот. К 2016 году планируется сократить количество детей, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75%.
Разумеется, не оставят без внимания и инвалидов — на их социальную интеграцию ежегодно будут выделять по пять с лишним миллиардов рублей. «Программа финансово полностью обеспечена. Будет соблюден основной принцип социальной политики — адресность. Меры социальной поддержки получат именно те москвичи, которые в них нуждаются. Бюджет этот принцип подтверждает. В нем только на адресную социальную поддержку заложено порядка пяти миллиардов рублей», — говорит руководитель Департамента социальной защиты населения города Владимир Петросян.
— Бюджет остается социально направленным, — отметил Михаил Антонцев, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям МГД. — Он абсолютно четко закладывает возможности дальнейшего повышения уровня жизни людей и решения тех социальных проблем, которые на данный момент есть. Это и поддержка определенных льготных категорий граждан через пособия, доплаты, различные выплаты, а также через развитие системы социальной защиты населения.
Будьте здоровы
В рамках приоритетного направления «Здоровый город» будет выполняться сразу несколько госпрограмм: «Столичное здравоохранение», «Спорт Москвы» и пр. Например, только на обеспечение программы «Столичное здравоохранение» за счет всех источников поступит 388,6 миллиарда рублей в 2014 году. Это на 7,2% больше по сравнению с 2013 годом.
Разумеется, главная цель программы — сделать москвичей здоровее. Для чего медицинскую помощь собираются сделать более доступной и качественной. А главное — оказывать ее преимущественно в поликлиниках (включая диагностику и лечение на ранних стадиях заболеваний), не доводя ситуацию до больниц. Благодаря этой программе уже к 2016 году власти намерены добиться увеличения средней продолжительности жизни москвичей до 77,2 года, а к 2020-му — до 78,3 года.
Людмила Стебенкова, председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы:
— Первое, на что хотела бы обратить внимание, это существенный рост бюджета на здравоохранение. Его совокупная часть составляет 388 миллиардов рублей. То, чем оперирует Департамент здравоохранения города — это 205 миллиардов рублей. Во-вторых, нас волновало, насколько учтен вопрос льготного лекарственного обеспечения. Были годы, когда наблюдалось недостаточное финансирование. В проекте данного бюджета на эти нужды будет направлено 9,1 миллиарда рублей регионального бюджета. Кроме того, интересовал вопрос финансирования строительства новых поликлиник. Очевидно, что все усилия будут напрасными, а население не будет удовлетворено итогами программы модернизации здравоохранения, если не будет доступного высококачественного первичного звена. К 2016 году запланировано построить 24 объекта. На реализацию этих проектов запланировано 45 миллиардов рублей.
Еще один момент — это переход на подушевое финансирование первичного звена. Это позволит в том числе увеличить зарплату медперсонала. Не секрет, что в некоторых городских поликлиниках укомплектованность терапевтами оставляет желать лучшего. Во многом и из-за того, что их зарплата отстает от зарплаты терапевта в стационаре. Чтобы привлечь в первичное звено высококлассных врачей, повышается оплата труда, создаются условия для интересной работы. Это особенно актуально в свете того, что койки в стационарах будут освобождаться, а врачи будут вынуждены переходить из стационаров в первичное звено.
фото: Иван Скрипалев
Ученье — свет
Расходы на образование горожан будут финансироваться в рамках направления «Образованный город» через программу «Столичное образование». В общей сложности в будущем году на нее планируется потратить более 417 миллиардов рублей. По данным заместителя руководителя Департамента образования Олега Яковлева, этот бюджет учитывает фактор роста контингента воспитанников детских дошкольных учреждений и учащихся общеобразовательных учреждений.
Но достаточно ли в бюджете средств на предоставление услуг бесплатного образования? Как заявил руководитель профильного ведомства Исаак Калина, «в системе образования деньги привязаны к ребенку. При расчете необходимого финансирования количество детей умножается на норматив содержания ребенка и его образования, в результате чего получается необходимая цифра в бюджете. Я всегда говорю, что для Департамента финансов наше ведомство самое прозрачное. У нас все четко: деньги идут за ребенком».
На питание детсадовцев и воспитанников учебно-воспитательных комплексов будут выделять по 10,5 миллиарда ежегодно; на обеспечение безопасных условий пребывания детей в образовательных учреждениях — почти по 7 миллиардов. На строительство зданий для нужд сферы образования выделяется 31 миллиард рублей. Планируется построить 58 зданий для дошкольных учебных учреждений на 12 тысяч мест, 16 школ и 23 пристройки блока начальной школы.
Исаак Калина заверил депутатов, что все москвичи старше 3 лет и впредь будут обеспечены местами в дошкольных учреждениях. На сегодняшний день только в Щербинке наблюдается очередь из 380 детей. Также в столице есть районы, в которых строительство дошкольных учреждений невозможно в связи со сложившейся плотной застройкой. Дети посещают сады в соседних районах города. В то же время, по его словам, «ведется кропотливая и, наверное, не очень заметная работа по возврату Департаменту образования зданий, в которых находились учебные заведения, и земель, на которых эти здания стояли. Порядка 100 участков рассматриваются сегодня как возможные для инвестпроектов».
— Бюджет Департамента образования будет уменьшен на 9,9 миллиарда рублей, — отметил Виктор Кругляков, председатель комиссии по образованию и молодежной политике МГД. — В связи с чем произошла такая оптимизация средств? Потому что это невостребованные средства. В частности, когда была введена электронная регистрация будущих учащихся школ и дошкольников, выяснилось, что много детей были зарегистрированы в нескольких учебных заведениях. Деньги на этих детей были в бюджете заложены, но не были израсходованы. В общей массе получались большие цифры — 1,5 миллиарда рублей.
Что касается проекта бюджета на 2014–2016 годы, то в целом расходы на образование колоссальные. Объем — 17,4% от всего бюджета города. Это говорит о том, что сфера для города, для правительства, для Мосгордумы приоритетная. Поэтому все объемы финансирования и все гарантии доступного и высококачественного образования будут сохранены.
фото: Иван Скрипалев
Поедем кататься
Развитие транспорта по-прежнему остается одним из главных приоритетов развития города — на него пойдет более 70% средств адресной инвестиционной программы. Программа «Развитие транспортной системы» — составляющая приоритета «Мобильный город». Объем финансирования этого приоритетного направления прогнозируется в размере 579 миллиардов 572,9 миллиона рублей в 2014 году. Предусматривается развитие линий метрополитена, а также строительство дорог и развитие улично-дорожной сети. Так, запланированные ассигнования на развитие подземки позволят ввести в 2014–2016 годах более 58,9 километра линий метро и построить 32 станции метрополитена. Кроме того, в течение трех лет столица закупит 177 единиц наземного городского пассажирского транспорта. 598 миллиардов 776,6 миллиона рублей выделено на развитие транспортной инфраструктуры в 2015 году и 599 миллиардов 657,8 миллиона рублей — в 2016 году.
Тем временем Максим Решетников сообщил о сокращении доходной части в адресно-инвестиционной программе в связи с тем, что экономика в настоящий момент развивается по не совсем благоприятному для города сценарию: налицо уменьшение поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков, отмена льгот по налогу на имущество организаций в отношении инфраструктуры естественных монополий в газовой, энергетической и транспортной отраслях и ряд других факторов. «Несмотря на это, — сказал он, — власти ищут различные возможности переноса платежей на более поздний период. Например, в связи с вынужденным сокращением финансирования модернизации метрополитена принято решение осуществить закупку подвижного состава в рассрочку. Такие шаги властей в итоге позволят не разбалансировать бюджет».
На содержание объектов дорожного хозяйства город потратит 27,9 миллиарда рублей, на ремонт объектов дорожного хозяйства — 18,3 миллиарда. Это позволит обеспечить пятилетний цикл ремонтных работ на объектах дорожного хозяйства. На организацию безопасности дорожного движения на 2014–2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 476,5 миллиона рублей ежегодно, за счет которых планируется проектирование 312 и строительство 255 светофоров.
В приоритете развития города числится и благоустройство его территорий. Так, на организацию работ по содержанию дворовых территорий в 2014 году собираются потратить более 18 миллиардов рублей, которые позволят обеспечить уборку 21,4 миллиона квадратных метров дворовых территорий, включая закупку противогололедных реагентов, вывоз и утилизацию снега.
На мероприятия по капремонту многоквартирных домов обещают потратить в будущем году более 8 миллиардов рублей. В итоге износ жилищного фонда должен снизиться на 4%.
Жилье мое
Для обеспечения социальных выплат на строительство или приобретение жилья очередникам запланированы бюджетные ассигнования в 2014 году в объеме 4 миллиарда 809,5 миллиона рублей (в 2015 и 2016 годах — по 5 миллиардов 11,5 миллиона рублей). На соцвыплаты молодым семьям на строительство или приобретение жилых помещений власти перечислят в 2014 году более 244 миллионов рублей.
Наряду с бюджетными инвестициями и социальными выплатами для улучшения жилищных условий граждан власти предполагают решать задачу жилищного строительства с привлечением внебюджетных источников — средств юридических и физических лиц, которые пойдут на комплексную застройку земельных участков в 2014–2016 годах в следующих объемах: 151 миллиард 139,2 миллиона рублей, 158 миллиардов 91,6 миллиона рублей и 165 миллиардов 521,9 миллиона рублей соответственно.
Кроме того, в рамках госпрограммы «Жилище» предполагается создание сети бездотационных домов путем передачи построенных городом жилых помещений. С 2014 года предусматривается функционирование 12 таких домов, что позволит улучшить жилищные условия более чем 3 тысячам семей. В 2015–2016 годах планируется построить еще 12 подобных зданий. Всего программе «Жилище» достанется 12% бюджетных инвестиций, за ее счет в 2014 году в городе будет построено 649 тысяч квадратных метров жилья, в 2015-м — 543 тысячи квадратных метров, а в 2016-м — 587 тысяч квадратных метров.
Культурный вопрос
Финансирование культуры в будущем году останется на уровне нынешнего. В первом квартале 2014 года для столичных меломанов откроет свои двери отремонтированное здание «Геликон-оперы». В будущем году на реконструкцию уйдут два столичных театра: имени Владимира Маяковского и «Современник». Спектакли Маяковки можно будет смотреть на Малой сцене театра. Труппу «Современника» приютит здание театра на Яузе.
Также планируется строительство и открытие двух многофункциональных культурных центров: «Красный Октябрь» и «Восход». Интересное нововведение Департамента культуры коснется финансирования культурных проектов. Появится возможность на страничках ведомства в соцсетях размещать проекты, связанные с развитием культуры в городе. Те из них, которые наберут наибольшее количество голосов пользователей, будут рассмотрены на заседании специальной комиссии Департамента культуры города и, если цена вопроса не превысит трех миллионов рублей, профинансированы.
Рынок труда
Подпрограмму «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы» в рамках программы «Стимулирование экономической активности» представил депутатам руководитель Департамента труда и занятости города Москвы Александр Кириллин. Он отметил, что минимальная зарплата в Москве сегодня составляет 12 200 рублей в месяц: «В рамках трехсторонней комиссии ведутся переговоры по ее увеличению. Но цифры пока не согласованы».
По данным Кириллина, квоты на привлечение дополнительных трудовых кадров на 2014 год утверждены в размере 3,1% от экономически активного населения города, что составит 200 тысяч человек. «Это на 6–8 тысяч меньше, чем в текущем году», — сказал руководитель ведомства.
А вот зарплата бюджетников сегодня равна оплате труда государственных служащих столицы. «Рост зарплаты выше темпов инфляции. Фонд оплаты труда бюджетников запланирован в размере 300 миллиардов рублей», — заявили в Департаменте финансов города.
Москва не сразу строится
Задачи госпрограммы «Градостроительная политика» — сохранить историко-архитектурный облик центра города и сформировать благоприятный инвестиционный климат. Она будет выполняться в рамках направлений «Комфортная городская среда» и «Новая экономика Москвы». Из бюджета города в 2014 году на нее выделят 13,48 миллиарда рублей. Деньги пойдут на строительство Московского международного делового центра «Москва-Сити», Международного культурного делового центра «Дом Москвы» в Вильнюсе, здания для размещения префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов, обеспечение территории малоэтажной застройки на присоединенной к Москве территории и садоводческих товариществ москвичей инженерной и транспортной инфраструктурой, строительство объектов ритуального назначения.
В 2014–2016 годах на присоединенных территориях планируется строительство подстанции Скорой помощи, 4 поликлиник, 13 детсадов, 4 школ, 9 пожарных депо и 12 объектов дорожного хозяйства.
Зеленый город
Не забыли власти и об охране окружающей среды (средства на нее выделят сразу по нескольким программам). Например, по данным зам. руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Евгении Семутниковой, только на компенсационное озеленение город будет тратить ежегодно по 3 миллиарда рублей — в итоге в Москве высадят 70 тысяч деревьев и 160 тысяч кустарников, а также засеют газоны общей площадью 320 гектаров.
Кстати, благодаря новому постановлению правительства Москвы теперь в Москве можно согласовывать посадку деревьев и кустарников в упрощенном порядке, а общественность играет в выборе растений и места их укоренения основную роль. «По такой схеме с августа 2013 года уже подобрано 259 участков для высадки деревьев», — сообщила Евгения Семутникова. Кроме того, в рамках программы в городе проложат 32 тысячи квадратных метров велодорожек.
Вера Степаненко, председатель комиссии по экологической политике МГД:
— Впервые за многие годы мы получили программу мероприятий по охране окружающей среды. Она вошла в качестве подпрограммы в приоритетное направление «Здоровый город». Это говорит о том, что мы пришли к пониманию простого факта о влиянии окружающей среды на здоровье человека: какова окружающая среда, насколько мы ее улучшаем, настолько мы и здоровы.
Подпрограмма четко структурирована — и денег выделяется достаточно. Только на мероприятия, связанные с улучшением зеленого фонда, запланировано около 7 миллиардов рублей ежегодно. Если же суммировать весь бюджет на экологию, то он составляет около 20 миллиардов рублей. Впервые за многие годы те предложения, которые формировала общественность и специалисты, были полностью учтены. Вот такая приятная новость в Год охраны окружающей среды.
Игорь Антонов, председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы:
— В структуре и объемах поступлений по налоговым и неналоговым источникам в настоящее время происходят существенные изменения, объективная оценка которых обуславливает необходимость сокращения доходов бюджета в 2013 году на 59,6 млрд рублей. Когда депутатский корпус приступит к рассмотрению бюджета 2014 года, этот важный аспект бюджетного планирования обязательно следует иметь в виду, чтобы обеспечить необходимые резервы на случай возникновения различных ситуаций. В текущем году благодаря взвешенному структурированию бюджета город располагает таким резервом прочности, поэтому провести сокращение расходов по отдельным государственным программам и непрограммным мероприятиям можно относительно безболезненно.
Сокращение бюджетных ассигнований по программе социальной защиты объясняется исключительно уточнением реального контингента получателей доплат, субвенций и иных социальных пособий и никак не связано с уменьшением абсолютного размера таких выплат. В этой связи считаю необходимым особо подчеркнуть, что каждый москвич, имеющий право на конкретные меры социальной поддержки, получит их в установленный срок и в полном объеме.
Татьяна Портнова, председатель комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы:
— Важно, что сохранены все социальные гарантии, а также социальные программы. Если говорить о местном самоуправлении, то ему дано достаточно денег на те функции, которые оно должно выполнять. Обычно мы плодотворно работаем с Департаментом финансов и на уровне подготовки ко второму чтению вносим очень много предложений. Органы местного самоуправления вместе с Советом муниципальных образований также готовят свои поправки. Если первое время для нас такая совместная форма работы была внове, то сейчас процесс идет в штатном, отработанном режиме.
материал: Екатерина Пичугина
газетная рубрика: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВТОРНИК
http://www.mk.ru/moscow/article/2013/10/14/930236-blagorazumnyiy-rost.html