МФП готова быть эффективной при любых условиях
Российская столица, сохранив звание интеллектуального центра страны, в последние 25 лет поступилась званием центра промышленного. Что не могло не сказаться на структуре профсоюзного членства в Московской федерации профсоюзов. О том, как привлекать в свои ряды новых сторонников из сферы обслуживания, а также о том, где стоит идти плечом к плечу с московскими властями, а где нет, на тринадцатом заседании Совета МФП рассказал председатель организации Михаил Антонцев.
Москва в обозримой перспективе не станет вновь промышленным гигантом, как это было еще в начале новейшей истории России, а сфера услуг продолжит расти как по финансовому объему в структуре доходов города, так и по количеству занятых в ней людей. Следовательно, Московская федерация профсоюзов должна расстаться с несбыточными иллюзиями возврата столицы к индустриальному прошлому, начав исходить в своей работе из текущих реалий. Таковы, пожалуй, главные тезисы выступления председателя МФП Михаила Антонцева на тринадцатом заседании Совета профсоюзного объединения, прошедшем 12 ноября.
Профлидер уверен, что поскольку жизнь в столице за последние 25 лет поменялась кардинально и, наверное, необратимо, пора отказаться от “шапкозакидательских” идей о том, что “этот мир прогнется под нас” сам собой. Меняться, чтобы соответствовать времени и выполнять свои задачи, надо самим профсоюзам.
— Москва, оставаясь интеллектуальным центром страны, существенно сократила число промышленных предприятий на своей территории. Что-то было разрушено во время кризиса 1990-х годов, что-то пострадало вследствие рейдерских захватов собственности, ликвидации предприятий и использования освободившихся территорий под застройку или создание коммерческих центров. На определенном историческом этапе негативно сказалась на промышленном потенциале Москвы неспособность государства прямо и четко сформулировать свой перспективный заказ на продукцию и на рабочую силу. С другой стороны, начался существенный рост сектора обслуживания, развития малых предприятий, — Михаил Антонцев говорил о вещах, известных всем собравшимся в Учебном центре МФП, однако же, кажется, говорил об этом первым.
Как бы то ни было, осознание и принятие текущих реалий, по Антонцеву, само по себе успеха в борьбе за трудовые права не сулит. Тем более что сектор обслуживания “является во всем мире наиболее сложным для защиты трудовых прав работников и существования профсоюзных организаций”. Ну а если перейти от глобальных обобщений к конкретике (и не только для Москвы, но и для других крупнейших городов России), то профсоюзам давно пора выработать схемы работы с новыми участниками рынка труда — работниками сферы услуг.
Это вовсе не означает, что промышленных рабочих кто-то собрался списывать со счетов. Тем более что речь здесь идет не об абстрактных “рабочих единицах”, а о конкретных людях. А людям этим, увольняемым при закрытии предприятия или увольняющимся при переносе производства в Подмосковье либо другие ближайшие регионы, искать работу, по большому счету, негде, кроме как в той самой сфере услуг.
К слову, если говорить, например, о бюджетниках, то государство устами различных первых его лиц уже не раз называло те же медицину и образование “сферами услуг”, — так что все сходится на общерабочем уровне, как бы иронично или неприглядно ни звучали предпосылки.
— В ряде отраслей, где работодателем выступает государство, также не наблюдается стабильности в трудовых отношениях. Изменение структуры учреждений, различные и регулярно меняющиеся формулировки требований в отношении работников, сокращение их численности — этими проблемами уже, возможно, переболело образование в Москве. Но еще не закончили болеть, извините за грубый каламбур, медицина и культура, — на этих словах Михаила Антонцева почти весь зал загудел вполголоса.
Все изложенное выше понятно, но что конкретно делать профсоюзам? По мнению председателя МФП, сначала необходимо добиться от соцпартнеров четких высказываний относительно их дальнейшей промышленной политики в Москве. Например, хорошо было бы получить представление “образа желаемого будущего с точки зрения государственной власти”. Еще один вопрос к властям — чем, все же, по их представлению, закончится реформирование экономической системы, по которой работают социальные учреждения города? Есть большие вопросы по поводу новых видов коммунальных взносов и угрозы повышения пенсионного возраста.
Предлагается и сугубо московская повестка: например, расширение зоны платных парковок, против которого в последнее время выступают москвичи, в то время как столичное правительство выступает “за”. Впрочем, по убеждению Михаила Антонцева, поднять на щит волнующий общество вопрос — не обязательно означает вставать в оппозицию по отношению к власти. Можно и просто ее окоротить в некоторых вещах. Так сказать, по-партнерски.
С другой стороны, считает председатель МФП, в некоторых случаях со столичными властями, исходя из здравого смысла, все же придется соглашаться. И тогда задачей московских профсоюзов станет разъяснение общей позиции соцпартнеров. Естественно, только в том случае, если некоторые непопулярные меры, инициируемые московскими властями, невыгодны работникам только на первый взгляд и сулят определенную выгоду на перспективу.
Определенная перспектива уже вырисовывается с заключением Московского трехстороннего соглашения на 2016 год. Например, уже есть предварительная договоренность о том, что минимальная заработная плата московского труженика составит на начало года 17 тыс. рублей и будет индексироваться ежеквартально по совместно согласованной соцпартнерами методике.
Больше подробностей о том, что ожидает московских трудящихся в ближайшей перспективе, станет известно в конце ноября, когда на отчетно-выборной конференции МФП помимо председателя организации Михаила Антонцева выступят представители столичных властей и объединения работодателей.
http://www.solidarnost.org/articles/Menyaetsya_zhizn___a_ne_pravila_igry.html