23 декабря в рамках заседания комиссии по социальной политике и трудовым отношениям состоялся круглый стол, на котором был рассмотрен проект закона города Москвы, вносящий изменения в столичный Закон № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы».
Руководитель Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян напомнил, что на сегодняшний день в Москве 133,5 тыс. человек находится на бесплатном надомном обслуживании, более 75 тыс. – получили социальные услуги мобильных социальных служб, более 62 тыс. – соцуслуги в отделениях дневного пребывания, 14 тыс. пенсионеров и инвалидов постоянно живут в пансионатах и интернатах. На сегодняшний день были обследованы условия жизни полумиллиона москвичей льготных категорий. Нуждающиеся получают адресную помощь. На различные виды социальной помощи в бюджете предусмотрено более двух миллиардов рублей.
Необходимость в принятии поправок в закон города о социальном обслуживании населения возникла в связи со вступлением в силу 1 января 2015 года обновленного Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», регулирующего отношения, возникающие в данной сфере.
В этой связи в московский Закон будет введен ряд новых понятий и установлены критерии и обстоятельства, при наличии которых человек может считаться нуждающимся. Вводится индивидуальная программа социального обслуживания. Это документ, в котором указаны форма соцобслуживания, виды, объемы, периодичность, сроки, перечень рекомендуемых поставщиков услуг.
Будет сформирован реестр поставщиков. Помимо государственных структур, помощь смогут оказывать частные компании, индивидуальные предприниматели, что будет способствовать появлению здоровой конкуренции и улучшению качества помощи. Разработаны требования, которым будет обязан соответствовать поставщик. Среди них: не менее пяти лет работы в данной области, наличие штата обученных сотрудников. Также будет сформирован регистр получателей услуг. Эти базы данных планируется разместить в свободном доступе в сети «Интернет» на ресурсе Департамента соцзащиты населения города Москвы. Клиент сам сможет выбрать из реестра того, кто окажет услугу. Для осуществления данной деятельности будет заключаться договор между Департаментом социальной защиты населения города Москвы, клиентом и поставщиком. Разработан порядок компенсации расходов получателю услуги и субсидирования деятельности поставщиков услуг.
Несмотря на вносимые в столичное законодательство изменения, все граждане, получавшие социальную помощь до 1 января 2015 года, продолжат ее получать в полном объеме. Помимо этого, в столичном законе будет сохранен перечень из девяти категорий нуждающихся, в то время как федеральным законодательством определены только две категории граждан, которые могут рассчитывать на получение услуг на бесплатной основе. Кроме того, лицо, имеющее право на получение помощи будет определяться не из расчета прожиточного минимума для пенсионера (12.969 рублей), а из расчета прожиточного минимума на душу населения – 18.265 рублей. Это позволит увеличить количество москвичей, которые могут рассчитывать на бесплатное социальное обслуживание.
Для реализации закона разработано 12 приказов Департамента соцзащиты населения и 5 постановлений Правительства города, а также заключено межведомственное соглашение между рядом столичных департаментов и федеральных структур.
Председатель комиссии Михаил Антонцев (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что в целях недопущения коррупциогенной составляющей необходимо уточнить, что оценка нуждаемости будет проводиться в соответствии с федеральным законодательством и решениями Правительства Москвы, которое и установит четкий порядок данной процедуры. Подводя итог заседания, он выразил общее мнение, сказав: «Документ хорошо проработан, обсужден с общественными организациями города, простыми москвичами. Будем рекомендовать депутатам принимать его в первом чтении и в окончательной редакции».
Анна Кобякова