Институты гражданского общества и государственная национальная политика

 

08.12.2014 12:18:18

2cb8e342799bea9464f3b4b0dc8352d1.jpg - 10.48 KB

Шибаева Екатерина Ильинична

Старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ

В Общественной палате города Москвы 20 ноября с.г. состоялась конференция «Роль институтов гражданского общества в реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года». Организаторами конференции выступили Общественная палата города Москвы совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН имени Н.Н. Миклухо-Маклая при участии Управления Федеральной Миграционной Службы России по г. Москве, Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве и Фонда развития международных связей «Добрососедство». Прошедшая конференция открыла собой цикл различных мероприятий, посвященных Стратегии государственной национальной политики, роли НКО в ее реализации, проблемам адаптации и интеграции мигрантов.

Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 года был принят «В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества». Таким образом, на институты гражданского общества возложена большая ответственность в реализации данного документа, выполнения его положений.

 

Заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, председатель Общественного совета Московского дома национальностей, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации, доктор политических наук, профессор В.Ю.Зорин напомнил собравшимся, что основных целей, провозглашенных Стратегией государственной национальной политики, пять: они состоят в формировании общероссийской гражданской нации; в этнокультурном развитии всех народов, населяющих нашу страну; в укреплении межнационального мира и согласия и предотвращении конфликтов на межнациональной почве; в обеспечении прав человека, независимо от расы, национальности, цвета кожи и иных обстоятельств. Наконец, это адаптация и содействие в социальной интеграции мигрантов, как внешних, так и внутренних. «Главная задача этнической политики государства на данном этапе состоит в том, чтобы соединить многообразие страны и этнокультурных обществ в отдельных регионах с проектом гражданской нации и обеспечением гражданского единства», — подчеркнул он. По мнению В.Ю.Зорина, «межнациональные отношения и миграционная политика нуждаются в ручном управлении, этим надо заниматься каждый день».

В России проживают представители 194 народов, из которых около 80% — русские. Журналист и телеведущий М.Л.Шевченко уверен, что такого многообразия этносов нет ни в одном государстве в мире, что делает Россию уникальнейшей державой. И не смотря на такое количество наций в стране, все они взаимосвязаны друг с другом. Десятки миллионов русских имеют украинские корни. Но в связи с трагическими событиями на Украине, люди лишаются этой родственной связи, иначе ощущают свою идентичность. «Хватит навязывать нашим людям, хватит навязывать нашим народам как и с кем они должны быть, — эмоционально заявил М.Л.Шевченко. Многообразие наших народов – это сокровищница!»

Все 194 народа равны перед законом, равны перед Конституцией. Вместе с тем, законы субъектов Российской Федерации вправе защищать интересы того народа, который здесь традиционно и исторически проживает, считает журналист. Самое большое количество мигрантов проживает в Московской области, где уже появились города с большим распространением армянского, таджикского, узбекского языков.

В Москве с учетом присоединенных территорий Новой Москвы проживает более 20 миллионов человек. Это больше чем население некоторых европейских стран. М.Л.Шевченко считает, что собственные правила отношения с мигрантами должны быть выработаны, в том числе исходя из мнения коренного населения регионов. Эти правила не должны противоречить ни Конституции РФ, ни Стратегии государственной национальной политики. В нашем случае, они должны быть выработаны в кооперации с москвичами. «Москва слишком самобытный организм, чтобы делать ее производной от общероссийской стратегии. Общих правил для России не должно быть, потому что наша страна слишком многообразна и уникальна в своем этническом богатстве. Вырабатывая уникальные правила для каждого региона, мы сможем сохранить это богатство», — заключил М.Л.Шевченко.

О мерах по регулированию процесса миграции подробно рассказал депутат Московской городской думы М.И.Антонцев. Есть три категории мигрантов, констатирует он, с которыми сталкиваются власти. Первая категория — это люди, которые добровольно выбрали Российскую Федерацию страной своего проживания. Вторая категория — те, кто был вынужден по политическим мотивам сменить свое гражданство, в том числе и беженцы, которых в последний год только со стороны Украины прибыло порядка миллиона человек. И наконец, третья — это трудовые мигранты, люди, приехавшие в Россию, и в частности в Москву, исключительно на заработки. Депутат отметил, что именно последняя категория мигрантов формирует отношение к нашей стране за рубежом, поскольку они, отработав в России, возвращаются на родину и рассказывают своим соотечественникам о пребывании в России.

М.И.Антонцев придерживается иной позиции, нежели М.Шевченко: не может быть национальной политики на уровне региона, а только на уровне государства. Должны быть разные механизмы ее реализации, — считает он.

Как заметила участвовавшая в конференции начальник отделения по работе с национальными сообществами УФМС России по Москве Т.Н.Дмитриева, содействие адаптации и интеграции иностранных граждан является одной из приоритетных задач стратегии национальной государственной политики Российской Федерации. УФМС по Москве оказывает именно содействие адаптационному процессу, которое заключается в организации взаимодействия национальных объединений с органами государственной власти. Для того, чтобы успешно прошла адаптация мигранта, прежде всего, необходимо реализовать два этапа: информирование о миграционном законодательстве иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию, а также обучение их русскому языку. УФМС по Москве регулярно проводит совместно с национальными объединениями совещания и семинары и информирует руководителей об изменениях в законодательстве, а они уже транслируют на среду мигрантов, с которыми они взаимодействуют.

Также Т.Н.Дмитриева указала на положительную динамику регистрации мигрантов: по состоянию на 3 квартал в Москве на миграционном учете состояло 1.050.154 человека, в то время как годом раньше – 622.490 человек . Это показывает, что борьба с нелегальной миграцией, которая проводится в последние годы, приносит положительные результаты. Особенно показательно этот фактор отображается на выдаче патентов в городе Москве. За 9 месяцев текущего года было выдано в 3 раза больше патентов по сравнению с предыдущим годом. Это значит, что в бюджет Москвы поступило 3 873 000 000 рублей. «Положительная динамика отражается и в правонарушениях, совершенных со стороны мигрантов. По сравнению с прошлым годом их число удалось снизить на 14%, что не может не радовать», — заключила Т.Н.Дмитриева.

На конференции также выступили: директор Московского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека А.С.Брод, президент Центра афганских диаспор, генерал Гулам Джалал, член Общественного совета при ФМС России, руководитель Фонда «Таджикистан» и проекта Информационно-правовой Центр «Миграция и Закон» Гавхар Джураева, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Ю.В.Московский, другие общественные и государственные деятели, многочисленные эксперты и представители СМИ.

http://materik.ru/rubric/detail.php?ID=19112&print=Y